Skip navigation

Me and my neighboor Shurik have made this trip in the end of July. We are closely followed our itinerary and have done it completly, here it is:

• 21-23 July: Moscow — Adler via train.
  • 23-24 July: Trekking around Krasnaya Polyana: Achishkcho range and summit, moving to Gagra, Abkhazia.
  • 25 July: Rest day on black sea in Pitsunda, Abkhazia; Gagra sightseeing; back to Russia, going to Tuapse.
  • 26 July: Dolphin aquapark at Nebug near Tuapse.
  • 26-27 July: overnight train to Starominskaya, another local train to Ejsk on Azov Sea.
  • 27-28-29 July: Ejsk, Doljanka sightseeing and resting.
  • 30-31 July: Back to Starominskaya on first bus in early morning, Starominskaya-Moscow train.

Some kind of report under cut (only Russian), it would be gradually updated.

Photos also available on Flickr.

23 июля 2006

В 0720 как по расписанию приехали в Адлер, напротив вокзала высокое грязно-зелёное совковое здание с виду как пансионат, а на самом деле – рыбокомбинат. Все 12 путей вокзала забиты пассажирскими поездами, сейчас высокий сезон, дальше дорога заканчивается и идёт проржавевшая одноколейка до Сухуми в Абхазии, по которой раз в день ходит электричка туда и обратно, для сравнения между Адлером и Туапсе только экспрессов 3 или 4 штуки. Естественно прямо с перрона уставших от 1,5 суток пути пассажиров начали разрывать на части таксисты и частники с жильём :) Мы, улыбаясь, тыкали рукой в палатку и от жилья отмазывались. Что удивительно сразу с перрона почувствовали у людей совершенно другое отношение к прохожим, нежели в Москве. Каждый кто получал от нас отказ от его услуг тем не менее легко объяснял как нам пройти на автовокзал, каким автобусом лучше ехать и давал ценные советы совершенно бескорыстно, правда советы каждого второго разнились относительно того каким автобусом и откуда лучше ехать до Красной Поляны, но общее представление того что и где нам надо быстро сложилось. Первый автобус от ЖД вокзала на поляну ушёл прямо из под носа, следующий не появлялся, наверное, с полчаса, в течение которых один мужик навязчиво предлагал нам ехать на автовокзал (естественно на его такси) и выезжать от туда, утверждая что отсюда автобусы не ходят и красноречиво проводя параллель с тем что мол вон и на том заборе *** написано :). Но тут подвалила ещё парочка рюкзачников: мальчик и девочка — тоже едущих в поляну, и самое удивительное по нашим следам уже бежал частник на газели предлагая за 50р с носа с ветерком туда отвезти всех 4ых. Конечно в итоге мы ещё 20мин ждали других пассажиров, к счастью водителя подвалила семья военных которой нужно было ехать ещё дальше и с которых он с радостью содрал ещё по 50р.

Дороги в краснодарском крае действительно неплохие, особенно свежее отремонтированная трасса Адлер — Красная Поляна с одним из самых длинных туннелей в России, а может и Европы, длинной 3200м, оборудованным мощными турбинами вентиляторами под потолком и аварийными выходами на поверхность каждые 100м. Ранее дорога пролегала как раз, напротив, по склону в обход многих туннелей, была одноколейной и чрезвычайно опасной из-за ежеминутных осыпей камней сверху, есть множество печальных историй с ней связанных. Мика (наш будущий попутчик) рассказывал как пару лет назад ему промяло на 30см капот одним из таких камней и ещё он стал свидетелем как смяло весь салон 10ки ГИБДД’шников. Мрачно. Естественно дорога работала в реверсивном режиме, т.е. по 15 мин в каждом направлении, от чего на концах этого опасного участка всегда были пробки. Сейчас от былого серпантина остались только шлагбаумы прикрывающие выезды на них и тропа по которой бродят туристы, с неё открываются хорошие виды на долину реки Мзымта вдоль которой как раз и проходи трасса на поляну. По пути проехали потрясающий обзорную точку на эту долину-ущелье, зажатую между постепенно набирающими высоту и мощь отрогами главного кавказского хребта. Место определенно туристическое — прямо на обочинах вокруг площадки расставлено куча киосков с сувенирам, стоят ребята с верблюдом и обезьянкой, предлагая сфотографироваться на их фоне. Жалко мы быстро промчались мимо, вид действительно хороший.

Расстояние между Адлером и поляной порядка 42км было покрыто где-то за 40 минут. Один местный мужичок подсевший по пути объяснил водителю где нас высадить что бы нам было проще выйти на Ачишховскую улицу с которой и начинается тропа на хребет Ачишхо, спасибо ему, посёлок достаточно протяженный поиски заняли бы много времени. Вскоре вышли на неё прямо к одному очень приличному магазинчику. Заметно, что место весьма популярное у лыжников и туристов, особенно зимой, когда склоны Аигбы оборудованные несколькими очередями подъёмников покрыты снегом, улицы чистые и весьма ухоженные с тротуарчиками и полисадничками. В магазинчике купили воды и вкусностей на два дня вперёд и по какой-то местной акции получили на халяву 2л бутылку колы :) Проблема только в том, что тащить лишнюю бутылку в горы сложно, но и оставлять тоже жалко, халява ведь, в общем, потащил я её на своём горбу. На двоих с Шуриком у нас получилось три 2л бутылки, ох, на фига мы их брали не понятно, везде по пути отличные ручьи с потрясающей родниковой водой.

Немного попозировали на фоне хребта Аигба выглянувшего из-за тучек, закрепили еду и воду на рюкзаках и в 0930 выдвинулись в путь. С тех пор как вылезли из маршрутки дорога и улицы постепенно шли только вверх, и чего мы недооценили, продолжаться это будет до выхода на метеостанцию на высоте порядка 1900м. Высота старта около 560м над уровнем моря набор высоты предстоял очень большой.

Постепенно двигаясь вдоль Ачишховской улицы и, корректируя своё движение у местных, вышли к небольшому мостику над речкой Бешенка, за которым улица заканчивалась и начиналась, накатанная уазиками, грунтовка до приюта Ачишхо, который мы так не увидели, но от которого непосредственно и начинается крутая пешая тропа наверх к гребням хребта, длинной порядка 5-6 км (сразу предупрежу, что достоверной информацией не обладаю и все выводы относительно высоты и расстояний делались согласно карте и личным прикидкам). За мостиком попали густой и влажный лес который тянется до самых вершин, и что либо увидеть через него проблематично, правда иногда через ветки проглядывались панорамы окружающей местности, что напоминало о том что высота уже не малая и вообще мы в горах, идя по тропе круто вверх это не сильно замечаешь :). Через 40 мин, т.е. в 1010 сделали первый привал, спина ныла, ноги забились от постоянной ходьбы вверх, рюкзаки давили нещадно. Тропа была ещё почти плоской, а мы уже не могли отдышаться. В 1030 выдвинулись дальше, я предусмотрительно перевесил все лишние сумочки с себя на рюкзак и убрал в него же нашейный кошелёк с паспортом и наличкой, который к тому моменты весь пропитался потом, и паспорт поплыл пятнами :).
Через пару километров грунтовка кончилась и перешла в тропу, снова переметнувшись через накидной деревянный мостик на другой берег Бешенки. В этот момент нас нагнал уазик, откуда вылезли девушка, мужик и собака. С разу стало ясно, что они не первый раз здесь, одеты в треккинговую обувь, с собой нет ничего лишнего (т.е. палаток, спальников и пр.), маленькие рюкзачки и в руках палки альпенштоки. Быстро нас, обогнав, они ушли, так сказать, в точку. Мы сразу пожалели, что тащим на себе эти громадные 65л баулы каждый под 25кг весу. Сразу вспомнились рассказы одной попутчицы водницы в поезде в мае, рассказывавшей всякие смешные вещи про горников, выламывающих каждый второй зубчик в расчёсках, обламывающих зубные щётки по полам, не берущих с собой ничего кроме сублимированных продуктов и плиток шоколада, у них даже тапочек запасных не бывает и полотенце общее на 3х человек как, впрочем, много чего ещё :).

В общем, начали подъём по тропе (по карте высота 824м), сразу скажу подъём тяжёлый, уверен подняться по лестнице на Останкинскую башню проще. Тропа траверсами (зигзагом вдоль склона) резко идёт вверх с сильным набором высоты, покрыта в основном камнями, норовящими выскользнуть из под ног и ветками деревьев, постоянно цепляющимися за колпаки рюкзаков, торчащие над головами, от чего постоянно приходилось нагибаться и уставали ещё сильнее. Через полкилометра вымотавшись сделали привал у большого плоского камня на склоне вырубили себе топором альпенштоки, кстати, топор я умудрился тот час же повредить, задев лезвием об камень и погнув его немного. Там же переодели сандалии в кроссовки и двинулись дальше. По пути прошло несколько человек на спуск, сказали, что через пару километров будет поляна с большим камнем посередине, на которой можно передохнуть. И этот путь до полянки мы с Шуриком, наверное, запомним на всю жизнь, он показался адом. Останавливались каждые 150-200м, затем каждые 100м, пытались отдышаться и переложить на некоторое время рюкзаки на землю, пот градинами скатывался по лицу, руки покрылись капельками пота, спина ныла ужасно. Дыхание восстанавливалось с большим трудом, то ли от усталости (футболки на нас были уже давно насквозь мокрые как впрочем, и всё остальное :)), то ли от недостатка акклиматизации или кислорода, что маловероятно. Сделать глубокий вдох банально не удавалось. На следующий день подобного уже не замечал, скорее всего – акклиматизировались. В 1245 наконец-то вышли на эту полянку, поросшую полутораметровым борщевиком и открывавшую хороший вид на вершины Аигбы. Там сделали перекус. Кола с печеньем показалась чертовски вкусной. Высота была порядка 1400м, т.е. половина подъёма уже осталась позади, ура!

Выдвинулись дальше, условия ещё тяжелее, остановки чаще. Ничего, перетерпели и в 1345 вышли на первый альпийский лужок с цветочками и небольшим стадом коров. Далее подъём стал вполне терпимым и шёл то через лесок, то через полянку, порой даже вверх-вниз. Через пол часа мы уже были у места старой разрушенной метеостанции на высоте 1924м. Стаял небольшой лагерь человек на 15-20, многие только-только возвращались с вершин хребта, выйдя рано утром, благо погода стояла сухая и порой даже солнечная. Мы же пошли дальше и на небольшом возвышении, с отличной обзорной точкой на соседний хребет с горой Чугуш (~3500м), встретили группу весёлых ребят из Сочи, с которыми проболтали аж минут 40. Рассказали много интересного и объяснили наш дальнейший маршрут. Ещё напугали страшной историей про увиденного накануне мишку недалеко от тех мест где нам предстояло идти. Скрыться, убежать, завалить которого невозможно, так что, оставалось надеяться, что он нам не повстречается. Вскоре навстречу прошла группа ребят из цирка Ачишхо на одном из них висел сноуборд на котором они и катались там по снежнику метров 100 длинною :). Попрощались со всеми и пошли дальше вдоль склона по тропе резко уходящей вниз а затем вверх через красивый перевальчик. Спустившись с которого оказались в долине между отрогами хребта, тропа шустро убегала вниз с большой потерей высоты, по карте около 250 — 300 метров. Терять с таким трудом набранные метры совсем не хотелось, поэтому тут же на повороте вниз была найдена другая слабозаметная тропка уходящая на гребень хребта, между его соседними пиками, ошибочно принятая нами как путь на вершину :). Выйдя на гребень, оценили время до темноты, спрятали рюкзаки и попытались по громадной каменной россыпи забраться на западный пик. Оказалось бесполезно: камни скользкие, ботва, растущая под ногами, вес тела не выдерживает и вылетает из земли вместе с корнями, от чего два раза вывернул левую ногу и сильно ушиб задницу :). Понимание того, что это не совсем верный путь всё же пришло и через некоторое время вернулись назад к развилке, потеряв на этом псевдоштурме 1,5 часа. Из-за спины с гребня перевалилась жирная тучка и заволокла всё туманом, погода начинала портиться и с этого момента туман нас уже сопровождал повсюду. За полчасика подпрыгивая спустились вниз в долину реки Ачипсе и увидели первый водопад, клёво! Вскоре поняли, что опять потеряли тропу, свернув не туда, зато увидели костёр и людей махающих руками и зазывающих к себе. Найдя удобное место, для того что бы перескакать бурный холодный поток Ачипсе по мокрым камням, перешли на другой берег и подошли к костру, у которого сидели двое сочинцев: Мика и его жена Саша, а ещё кошечка Соня отдыхавшая в палатке. Ребята были ужасно рады нашей встрече, так как уже давно здесь никого не видели (не удивительно, они тоже промахнулись мимо тропы на спуске) и начали нас угощать каким-то дорогим виски Red Label, по такому поводу раскупорили последнюю бутылку с колой и пропустили по паре стопок. Оказалось весьма кстати, сил поприбавилось, решили сходить на разведку, поискать тропу наверх про которую говорили ребята днём. Оставили рюкзаки у Мики с Сашей и пошли по снежнику прямо над рекой к водопаду, тропы там не нашли, зато увидели высохшее русло ещё одного горного потока, полезли по нему очень круто вверх. Метров через 200 вылезли на тропу, которую до того незаметно для себя потеряли. Пройдя по ней налево вышли к месту с которого сбились, направо же, о чудо, вышли прямиком к первому цирку горы Ачишхо и водопаду два брата. Решили ставить лагерь здесь. Спустились так же по руслу вниз, попрощались с Микой и Сашей и, взяв рюкзаки, аккуратно полезли назад вверх. В 2000 доползли назад и поставили лагерь. За час развели костёр и приготовили себе ужин из двух блюд: одного канна зелёного чая и второго с куриным супом, плюс бонусы в виде свеженарезанных бутербродов с колбасой и печенья с колой. После чего без задних ног завалились спать, но спалось плохо. На случай всяких медведей по левую руку лежал топор :).

24 июля 2006

За ночь нас никто так и не побеспокоил, зато стало ясно, что место для стоянки выбрали не самое удачное: почва набита камнями – погнулись колышки от палатки, и сама поверхность земли оказалось кривоватой – всю ночь постоянно сползал внутри спальника вниз, а затем вместе с ним далее на Шурика :). Так же не переставая шёл дождь временами переходя в ливень или вообще прекращаясь, своею не постоянностью мешая спать, на дне палатки в ногах образовалась лужа. Высунув в 7 утра нос из палатки, увидел тот же самый плотный туман, что и накануне, только теперь всё вокруг было мокрым и шёл дождь, в общем Ачишхо по полной программе оправдывало своё звание самого мокрого места в России, ох, если бы мы знали, что это ещё цветочки. Решили переждать дождь и поспали ещё часик, естественно он и не думал прекращаться, поэтому в 0800 начали сворачивать лагерь, прятать рюкзаки и собираться на штурм вершины. В 0900 все приготовления были закончены, рюкзаки скованные велозамком с натянутыми поверх чехлами, уложены в соседние кусты, и мы вышли.